ДИАГностика структуры интеллекта учащихся 3-6 классов
Данная диагностика помогает определить уровень текущего развития мышления ребенка, а также дать прогноз на обучение в средней школе.Краткая характеристика замеряемых параметров:
- Общая осведомленность - измерение практического интеллекта, рассудительности, общей осведомленности.
- Понятийное интуитивное мышление - задания этого субтеста позволяют выяснить, настроено ли мышление ребенка на выделение объективно основного, существенного, главного в той информации, с которой ему приходится иметь дело или же выделение главных свойств пока не характерно для мышления ребенка, все свойства им воспринимаются как равноценные и важным в том или ином случае может казаться любое из них, вне зависимости от его объективной значимости.
- Понятийное логическое мышление - показывает, умеет ли ребенок видеть смысл правила, формулы, правильно применять их. Может ли он использовать полученные интеллектуальные навыки, освоенные методы работы в аналогичных, схожих ситуациях, а также там, где требуется их частичная трансформация. Видит ли он причинно-следственные и другие связи между явлениями, логику доказательства или воспринимает любые словесные построения как простые описания и рассказы. Результаты этого субтеста характеризуют развитие общих аналитических способностей ребенка.
- Понятийная категоризация - задания направлены на то, чтобы выяснить, укрупнилась ли единица мышления ребенка, выделилось ли отнесение объекта к той или иной категории, определение его родо-видовой принадлежности в особую и автоматически осуществляемую операцию.
- Абстрактное мышление - задания предназначены для оценки развития абстрактного мышления на базе числовой символизации. Замеряется начальная стадия в формировании абстрактного мышления - умение выделять интервальные зависимости, закономерности убывающих, возрастающих, цикличных последовательностей и оперировать в уме выделенными отношениями (не цифрами!)
- Образный синтез - замеряется способность к формированию целостных представлений на основе последовательно поступающей разрозненной или отрывочной информации.
- Пространственное мышление - замеряется способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не образами объектов и их "внешними" свойствами, а внутренними структурными элементами.
- Логическая память - задания этого субтеста позволяют определить тип памяти ребенка - научился ли он предварять запоминание осмыслением информации, использует ли для этого понятийные обобщения или его память все еще функционирует как простая ассоциативная. При этом замеряется оперативная логическая память, обеспечивающая кратковременное удержание и произвольное использование информации.
- Также диагностируется самостоятельность мышления, навык чтения и математическая интуиция (для 6 классов)
- Кроме того, диагностируются личностные характеристики, влияющие на обучаемость ребенка (указаны в таблице ниже)
Диагностика проходит онлайн в zoom и длится ПРИМЕРНО 2 ЧАСА